Сети АЗС ежедневно сталкиваются с одними и теми же проблемами: некачественным формированием заказов от АЗС к поставщикам; неудовлетворительным исполнением поставщиками полученных заказов; массовыми нарушениями со стороны персонала заправочных станций регламентов обслуживания всех видов технологического оборудования, находящегося на АЗС.

А также некачественным исполнением заявок на ремонт и техническое обслуживание оборудования со стороны сервисных компаний.

При этом центральные офисы крупных сетей АЗС часто не имеют инструментов контроля за действиями сотрудников, работающих на тысячах объектов. Привлечение сторонних компаний, предоставляющих услуги «тайного покупателя» позволяют охватить не более 2—3% станций и не дают полноценной картины происходящего на АЗС. Не говоря уже о том, что не позволяют оперативно определять критические отклонения в работе конкретных сотрудников.

Все эти проблемы успешно решаются за счет комплексной автоматизации сетей АЗС – создания цифровых систем управления: «умных» АЗС. На международном и российском рынке представлено несколько таких решений.

«Умные» системы управления АЗС позволяют в автоматическом режиме отслеживать события в реальном масштабе времени, реагировать на заданные критические отклонения и автоматически формировать оперативные отчеты, с помощью которых малое число субъектов способно влиять на действия десятков тысяч сотрудников, находящихся на объектах.

Сегодня большинство рыночных IT-разработок для “умных” АЗС охватывают задачи магазинов и кафе, дистанцируясь от продажи и учета моторного топлива. Это сторона деятельности пока автоматизируется отдельно – особенно в рамках сетей, принадлежащих вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК). Интеграция этих систем с «умной» АЗС – дело будущего: уверен, что недалекого.

Четыре главные задачи

Основные задачи, которые должна решать «умная» АЗС:

Мониторинг оборудования. Время операционных простоев на станциях составляет до 80% всех простоев оборудования. Например, при отсутствии автоматизированного контроля продаж кофе-напитков, не менее 20—30% от реально оплаченных покупателями чашек кофе реализуются «мимо кассы». То есть сотрудники российских АЗС получают самовольную прибавку не менее 25 млрд руб. в год.

Из-за отсутствия объективного контроля за температурными режимами морозильных камер и среднетемпературных холодильных установок, заправочные сети несут сотни миллионов рублей только эксплуатационных убытков из-за перегрева в летний период. При этом мониторинг холодильников может с помощью превентивных действий сократить расходы на ремонт.

Контроль цепочки «Поставщик—АЗС». В крупных сетях АЗС средний уровень выполнения заказов в нетопливных бизнесах не превышает 55—65%. Сеть из 1500 АЗС с оборотом нетопливных бизнесов 18 млрд рублей только на недопоставках теряет в год несколько млрд рублей выручки.

Централизованное процессинговое управление. Как уже отмечалось выше, некорректное составление заказов пополнения ассортимента магазинов и кафе, а также некачественное исполнение этих заказов снабжающими компаниями, означает для крупных сетей АЗС упущенную выгоду, исчисляемую миллиардами рублей.

Централизованный инструмент контроля и управления выкладкой товаров на АЗС. Крупные сети АЗС ежемесячно проверяют выкладку товара не более чем на 3% своих станций. Для эффективного управления продажами в магазинах самообслуживания, необходимо проверять выкладку товаров ежемесячно на 40—50% станций.

Традиционная система мерчендайзинга основана на слабоуправляемой работе армии полевых исполнителей, который создают некачественный поток информации. Цифровые алгоритмы предполагают, что проверка торговых залов на соответствие утвержденным планограммам мерчендайзинга происходит быстро и гибко, путем наведения планшета (смартфона) на проверяемую полку/стеллаж, а отчет формируется автоматически из мобильного приложения с любого гаджета.

IT-контроль за мерчендайзингом не позволяет накапливаться критичным ошибкам в формировании ассортимента станций и дает обратную связь в режиме реального времени, а не спустя полгода при проведении точечной проверки отделом мерчендайзинга.

Вот какие технологические подходы используются для решения этих задач.

IoT-мониторинг

Удаленный контроль с помощью IoT – ключевой элемент системы управления. Прежде всего он касается состояния топливозаправочных колонок (ТРК).

На заводах они оборудуются датчиками и сенсорами, а также модулями выхода в интернет и M2M-взаимодействия через протоколы обмена данными. При этом оборудование используется разное – даже в рамках одной сети АЗС оно может отличаться.

Потому при создании цифровой системы необходимо взаимодействие, по крайней мере, с главными производителями ТРК. Благо их не так уж много. Основных производителей можно пересчитать по пальцам рук.

Решения отдельных разработчиков предусматривают снабжение оборудования специальными контроллерами, которые позволяют получать и передавать информацию. В большинстве случаев в системе реализуется двусторонняя связь: как от оконечного устройства к серверу, так и от сервера к оконечному устройству.

Разумеется, IoT-мониторинг касается не только ТРК, но и топливных резервуаров, инженерных систем, зданий АЗС. А также торгового оборудования, например, кофемашин. Удаленный контроль приготовленных напитков, контроль и мониторинг влажности и температуры в холодильных и морозильных камерах, контроль температурных режимов печей и рецептов кофенапитков для автоматических кофемашин с возможностью их удаленного изменения сокращает затраты на сервисное обслуживание оборудования и предотвращает операционные и эксплуатационные простои оборудования.

Управление процессами

Цифровое управление процессами – другой важнейший элемент. Система делает все входные цены на товары, а также факты продаж и затраты на логистику полностью прозрачными. Это особенно актуально для корпораций, обязанных руководствоваться требованиями 223-го ФЗ. У высшего руководства сетей АЗС появляется объективная информация о продажах товаров на каждой станции, о количестве поставок и причинах затоваривания или обнуления позиций.

Благодаря цифровой системе происходит сокращение сроков процессирования: новых товаров на 20%, текущего ассортимента на 11%. А снижение объема денег, замороженных в товарных остатках, уменьшается на 18—20%. Оборачиваемость же складских запасов АЗС повышается на 7%.

Электронный документооборот по заказам

Цифровизации документооборота по заказам предназначена для оптимизации товарных запасов АЗС и транспортной логистики поставщиков. Благодаря цифровизации исполнения заказов контроль ручных правок в системе электронного документооборота заказов сводится к минимуму.

Цифровая система позволяет как организовать своевременную подачу заказов, так и контроль за их качественным исполнением на протяжении всей цепочки «поставщики – АЗС».

Управление на основе объективной информации

Данные стекаются в круглосуточно работающий мониторинговый центр, где автоматически превращаются в материал для принятия управленческих решений. Благодаря «умной» АЗС у высшего руководства сетей АЗС появляется объективная информация о состоянии дел на каждой станции и по каждому направлению деятельности.

Система предполагает не только информирование сотрудников АЗС и их руководителей о наличии/отсутствии того или иного события, но и предполагает самостоятельные алгоритмизированные действия, корректирующие событийные потоки. Комплексное ее применение способно сделать управление сетью АЗС по-настоящему эффективным.